Фото: Natalii Sdobnikova/Rusmediabank.ru
«Не от еды дитя растёт, а от радости» (народная пословица).
Не секрет, что для того, чтобы ребёнок вырос гармонично развитой счастливой личностью, важно с первых дней жизни его погружение в атмосферу любви, материнской заботы, поэзии.
И здесь никак не обойтись без колыбельной.
Великий поэт Расул Гамзатов писал: «Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».
Педиатры считают, что колыбельные песни — основное средство воспитания в младенческом возрасте. Что может быть на свете прекраснее звучания маминого голоса, произносящего напевные слова колыбельной песни. И неважно, что малютка ещё не понимает слов, тепло мелодии и мягкая напевность успокаивают его и убаюкивают. Он чувствует, что мама рядом, а значит, он в безопасности.
Учёные, проведя ряд исследований, установили, что ритмичную музыку, а тем более пение матери, воспринимает ещё и не родившийся ребёнок, то есть находящийся в плодном периоде своего развития.
Доказано так же, что дети, которые с младенческих лет засыпали под ласковое пение своей матери, вырастают более здоровыми и крепкими, не страдают от частых простудных и инфекционных заболеваний. То есть колыбельная с первых же дней жизни малыша создаёт ему устойчивый иммунитет. Дети, которым мамы пели колыбельные песни имеют крепкую нервную систему, растут спокойными, крепкими, уверенными в себе. Таким деткам проще строить отношения со сверстниками и взрослыми людьми, окружающими их.
Став взрослыми они легче адаптируются к любым жизненным ситуациями, добиваются поставленных перед собой целей и уверенно двигаются к успеху. Кстати, достигнув успеха, они не теряют голову и продолжают двигаться дальше, не растрачивая свою жизненную силу на почивание на лаврах и прочие слабости, свойственные немалому количеству людей.
Некоторые родители для засыпания детей включают специальную расслабляющую и усыпляющую музыку. Рано или поздно ребёнок, конечно, уснёт. Но ничто не может заменить голоса матери, тех эмоций, той любви и тепла, которые женщина вкладывает в нехитрую песню, укачивая любимое дитятко.
Музыкальные игрушки популярные в наше время не принесут ребёнку сладких снов, а тем более психического здоровья.
Ребёнок, засыпая, на подсознательном уровне впитывает в себя материнскую любовь, которая в дальнейшем служит ему всю жизнь охранной грамотой.
В виду того, что колыбельная несёт в себе огромный заряд жизненной силы, учёные рекомендуют молодым мамам обязательно петь её перед сном ребёнку хотя бы до года, а лучше и дольше.
Понятно, что женщины нередко чувствуют себя уставшими после рабочего дня, у них может не быть соответствующего настроения. Но если подумать о том, что колыбельная сохранит ребёнку здоровье и нервную систему, а саму маму может уберечь от множества волнений и бед в последующей жизни, особенно, когда ребёнок окажется в подростковом возрасте, то стоит заранее, ещё во время ношения младенца выучить особенно понравившиеся колыбельные песни. Детские специалисты советуют выбирать колыбельную для своего малыша сердцем. Петь только ту, что запала в душу. А выбрав, начинать петь колыбельную, ещё не родив ребёнка. Ко времени его появления на свет женщина уже втянется в этот приятный и для неё самой процесс и будет находить наслаждение в звучание своего голоса во время укачивания ребёнка. То есть мама и свою нервную систему укрепит.
Колыбельных может быть несколько, но каждая из них должна обязательно нравиться женщине, которая её поёт.
Перед тем, как начать укачивать ребёнка, нужно создать благоприятные для засыпания условия обеспечить тишину, комфортную температуру воздуха, приглушённый свет. И петь обязательно нужно колыбельную, а не попсу или рэп.
У колыбельных песен давняя история, они оттачивались веками и имеют определённый ритм.
Большую роль в колыбельной песни имеет её звуковой «образ», например, все ударения в словах колыбельной подчиняются определённому ритмическому рисунку. Колыбельные в большинстве своём сотканы из глаголов и существительных. В текстах колыбельных очень часто используются шипящие и свистящие звуки, которые при повторении обладают свойством погружать малыша сначала в сладкое состояние дремоты, а потом и в сон.
Изначально, скорее всего, все колыбельные были народными. Вернее, одно словечко или пару строчек придумала одна женщина, другая услышала, дополнила или даже изменила, и так постепенно год за годом, век за веком слова колыбельной, как камешки морем, обтачивалась устами многих матерей. Песня передавалась по наследству.
Но позднее появились литературные колыбельные песни.
В 1773 году была опубликована «Колыбельная песенка, которую поёт Анюта, качая свою куклу» А.С. Шишкова.
Русские фольклорные колыбельные песни впервые были опубликованы И.П. Сахаровым в 1838 году.
В 1849 году в «Отечественных записках» было опубликовано размышление Е.А. Авдеевой: «В старину нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребёнка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы».
В XIX веке выходит так же несколько сборников, в составе которых есть и колыбельные песни. Например, сборник П. Бессонова, вышедший в 1868 году и сборник П. Шейна, увидевший свет в 1898 году.
В 1892 году Ветухов представляет публике рецензию на «Казачью колыбельную песню» М. Ю. Лермонтова.
Публикация фольклорных колыбельных песен продолжается и в XX веке.
С 20-х годов прошлого века начинается довольно активное научное изучение колыбельных.
Отмечалось, что сюжет колыбельных довольно прост, был применён эпитет «нехитрый». Главной функцией Колыбельной посчитали успокоение того, кому она предназначена. А так же наделили некоторой педагогической, воспитательной ролью.
Исследователи русского фольклора нередко называют колыбельные «поэзией пестования», или материнской поэзией, которая представляет собой ненавязчивый, почти неуловимый метод народной педагогики. Не зря наши мудрые предки говорили, что только то, что ребенок «впитал с молоком матери», то есть подсознательно воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь, сформирует его характер, сложную внутреннюю палитру его личности и отразится на всей его жизни.
Но, тем не менее, литературоведение уделяет всё-таки мало внимания большинству колыбельных, чаще всего опять-таки заостряя своё внимание на «Казачьей колыбельной».
К сожалению, литературная колыбельная и в наше время не стала объектом пристального изучения литературоведов.
У некоторых возникает вопрос, почему песню назвали колыбельной? Оттого, что раньше младенцев укачивали в колыбели – люльке, зыбке, качалке. И слово колыбельная произошло от таких слов, как «колыхать», «качать», «зыбать», «колебать».
В словаре написано, что колыбельная это:
«Лирическая, задумчивая песня, сопровождающая укачивание ребёнка».
Колыбельные были распространены не только в народном творчестве народов разных стран, они присутствуют в романсах М. И. Глинки, П. И. Чайковского, И. Брамса и других.
И ещё стоит прислушаться к опыту счастливых мам. Все они уверяют, что как бы ни был встревожен и неспокоен вечером ребёнок, стоит маме запеть привычную его уху колыбельную, как он успокаивается и засыпает.
Для благополучного будущего ребёнка, наверное, стоит каких-то 10 минут из 24 часов составляющих сутки провести за пением колыбельной своему малышу. Спустя годы эти десять минут сольются в ручеёк и намоют горы, нет, не золота, а счастья, что, согласитесь, ни за какое золото не купишь. А только напоёшь над детской колыбелью.