9 декабря в российский прокат вышла биографическая драма чилийского режиссёра Пабло Ларраина о принцессе Диане с Кристен Стюарт в главной роли. Премьера картины состоялась еще в сентябре нынешнего года на Венецианском кинофестивале. С тех пор байопик стал одним из самых ожидаемых зрителями фильмов сезона.
В фильме показан очень короткий и непростой промежуток из жизни леди Ди. По сути, весь хронометраж ленты за 111 минут охватывает всего три рождественских дня в 1991 году. Напомним, что ранее в 2016 году Пабло Ларраин в своей картине «Джеки» уже прибегал к подобному приему. В этом фильме он рассказал зрителю о нескольких днях из жизни Жаклин Кеннеди, роль которой сыграла Натали Портман. Эти дни были, пожалуй, самыми трудными для первой леди. Ведь они охватывают период сразу после убийства её мужа — президента США Джона Ф. Кеннеди. Кстати «Джеки» в свое время, также как свой новый фильм о Диане, Пабло Ларраин впервые представил публике на Венецианском кинофестивале.
Новое детище Ларраина – «Спенсер: Тайна принцессы Дианы»– — заявлено как история на основе реальной трагедии, что само по себе снимает с ее автора ответственность за правдоподобность описанных в ней событий и даже прямо намекает на художественный домысел. Действие фильма происходит на Рождество в королевском поместье Сандрингем в Норфолке.
Принцесса Диана находится на грани принятия решения о разводе с мужем – принцем Чарльзом – и то и дело порывается уехать из дворца вместе с сыновьями. Ей опостылели измены мужа, предсказуемая дворцовая жизнь, удушливо наполненная чопорными традициями. Состояние Дианы показано как близкое к безумию. В комнатах и коридорах поместья ей чудится ее далекий предок – Анна Болейн, которой, как мы помним из истории, ее супруг Генрих XVIII велел отрубить голову.
Помимо расстройства психоэмоционального характера принцесса Уэльская тяготится известным широкой общественности расстройством пищевого поведения. А пристальное наблюдение виндзорских придворных и журналистов буквально сводит ее с ума.
В центре сюжета Диана и только она. Все остальные персонажи фильма являются словно декорациями к личной драме принцессы. Даже королева Елизавета ІІ за весь фильм произносит всего пару фраз и будто существует отдельно от своей неудобной двору невестки. Можно себе только представить реакцию Букингемского дворца на творение Пабло Ларраина о Диане. Ведь в фильме весь двор предстает перед нами эмоциональными палачами всенародной любимицы. За роскошными трапезами, охотами и прочими увеселениями никому нет дела до состояния принцессы.
Разве что личная служанка Мэгги, роль которой сыграла Салли Хоукинс, запомнившая зрителям по роли Элайзы Эспозито в оскароносной «Форме воды» 2017 года, имеет более четкий выписанный экранный портрет с нарезанными диалогами. Этим приемом режиссер наверняка хотел подчеркнуть, что эта женщина была стержнем, на который Диана могла опереться в дни тяжких для себя эмоциональных испытаний. Внезапно провокационно брошенная сценаристом фильма лесбийская тень на отношения Мэгги к Диане словно отдает дань вездесущей толерантности.
Особую ценность в картине представляет работа костюмеров. Как известно, Диана питала особую любовь к классическим костюмам и стеганым сумочкам Chanel. Эти вещи занимали особое место в гардеробе принцессы. Символично, что сама Кристен Стюарт в 2013 стала амбассадором бренда Chanel, и ее дружба с Модным домом помогла художнице по костюмам Жаклин Дюрран наладить с ним взаимодействие, получив доступ к архивам Chanel и использовать некоторые их винтажные вещи, а также дубликаты целого ряда костюмов. Все это помогло воскресить в фильме неповторимую ауру и шарм, которыми обладала принцесса Диана.
Любопытна история кутюрного платья Chanel без бретелек с постера фильма. Оно полностью идентично оригиналу Chanel из коллекции весна-лето 1988, который более 30 лет хранится в архиве Модного дома. Именно из-за такого почтенного возраста его сочли слишком хрупким, чтобы выдать для сьемок, и в Chanel его полностью воссоздали до мельчайших деталей специально для фильма. Над этим трудились пятеро портных Модного дома. На их работу ушло 1034 часа, 700 из которых заняла одна только вышивка. В итоге платье на Кристен сидело до того великолепно, что в кадре оно присутствовало гораздо больше ранее запланированного на него хронометража.
Однако, справедливости ради, стоит все же отметить, что «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» больше фестивальное кино. Его истинные ценители на Венецианском фестивале рукоплескали в финале ленты, говорят, больше обычного. Большинство же рядовых зрителей найдет байопик слишком трагичным и омрачающим память об «идеальной» Диане с ее утонченным чувством вкуса, материнской преданностью сыновьям и безграничной благодетельностью. Да, возможно, принцесса страдала определенного рода душевными терзаниями, но делать ее никем не понятой сумасшедшей уж слишком…