Вознесение Господне 2016: приметы


Через сорок дней после Пасхи наступает еще один важный церковный праздник – Вознесение Господне. Из названия становится понятным, что в этот день дух Иисуса Христа вознесся на небо, где воссоединился с Богом. Есть много народных примет, непосредственно связанных с этим днем. Вознесение Господне в 2016 году приходится на 9 июня. Это последний весенний праздник, с которым связано много народных примет. Насколько эти приметы приемлемы к реальной жизни, решать каждому верующему человеку самостоятельно. Но, что надо сделать обязательно, так это входить в церковь. Вознесение Господне 2016: приметы
Вознесение в народе практически всегда связывали с урожаем, ростом и подъемом. Все потому, что дата праздника приходится на конец весны или начало лета, то есть, смену важных сельскохозяйственных сезонов.

Основные приметы на Вознесение Господне в 2016 году

По старинному преданию, со светлого праздника, с Великого дня Христова Воскресения «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские»: вплоть до самого Вознесения Господня могут грешники, пребывающие в кромешном аду, видеться с праведниками, обитающими в райских кущах.

  1. Сорок дней, говорит народ, ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья, потому — то и земля так ярко зеленеет, такими благовониями райскими благоухает в это время.
  2. «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают – Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».
  3. В канун Вознесения Господня, по старинной примете, и соловьи поют громче, звонче, чем во все остальное время, словно знают они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа-Спаса на
    миру православном. Ночь эта так и слывет в народе за «соловьиную».
  4. Грешно было, по словам даже завзятых ловцов-соловьятников, в это время соловьев подстерегать и ловить. Кто поймает – тому ни в чем целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня, когда вознесутся на небо с Господом все обиды земные.
  5. Утром на Вознесение плачет мать сыра земля обильной росой по удаляющемуся с нее госте-Христе. Эта «вознесенская» роса в народе наделялась великой целебной силой, потому-то и собирали ее с цветов на пойменных лугах опытные знахарки. «Если знать такое слово заветное да пошептать его над вознесенской росою, да выпить болящему дать, – всякое лихо как рукой снимет!» – гласит народная мудрость.
  6. Живое, образное представление евангельского события –восхождения Спасителя на небо во всей своей Божественной славе – в обиходной жизни русской деревни потребовало вещественного обрядового
    знака, подобного пасхальным куличам, сыру, яйцам и т. п.
  7. На праздник Вознесения Господня пекли пироги с зеленым луком, а главное, особенное кушанье – хлебные (ржаные) «лесенки». Такие «лесенки» делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес Апокалипсиса. Прежде эти пироги и «лесенки» освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть после кончины гадающему. Если все семь «ступенек» оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот, если «лесенка» разбивалась на мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится. Позднее это гадание упростилось до того, что «лесенки» бросают прямо на пол, около печи, в которой их испекли.
  8. Также существовало поверье, что если вынести такие «лесенки» на ниву, на полосу, и поставить по одной в каждом углу загона, то рожь будет расти быстрее и вырастет выше роста человеческого.
    Только делать это надо было с тайной молитвой да с опаской от лихого глаза, то есть с оглядкой от недоброго, завидущего человека, а то не выйдет никакого толку. Простодушие верования и стремление к его образному выражению на этом обычае не остановилось, а пошло дальше: к «лесенкам» прибавилось еще особое печенье – сочни с овсяной крупой, называемые «христовыми окутками» – всегдашней принадлежностью всякой крестьянской обуви, неизбежной при хождениях и восхождениях.
  9. Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесение в гости по родным и знакомым. Называлось это «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок «лесенки» из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое весеннее гулянье – на площадях, вокруг церквей.
  10. С Великого дня Христова до Вознесения считалось тяжким грехом отказать нищему, убогому человеку, страннику-захожему в посильной милостыне. Да и во всякое время, говорит народ, грешно не поделиться с просящим во имя Христово, если есть чем поделиться, если «есть на столе хоть каравай хлеба, а в закромах хоть осьмина жита».

Загрузка...

Народные традиции и приметы на Вознесение Господне 2016

• Снесенное в этот день яйцо надо подвесить под кровлей дома, чтобы защитить жилище от бед и несчастий в течение года.
• Если в день Вознесения шел дождь, это предвещало неурожай и болезни. Особенно примета распространялась на домашний скот.
• Если в день описываемого праздника будет хорошая погода, то она продержится вплоть до дня Святого Михаила.
• Традиционно в этот день хозяйки пекли пироги с зеленым луком, а также лесенки из хлеба (обычай особенно распространен в Ярославской губернии). Лесенки делались со ступеньками. Раньше эта выпечка освящалась в церкви, но, до сегодняшнего дня этот обычай не дошел.
• С лесенками связана другая примета. Можно залезть на крышу дома и скинуть выпечку вниз. Чем больше она разобьется, тем больше греха на человеке и надо срочно становиться на праведный путь по жизни.
• После обеда вся деревенская семья шла в поле и бросала перед собой такие лесенки, приговаривая, чтобы урожай рос хорошо. После этого надо было собрать лесенки и скушать их.

  • К Вознесению приурочивались некоторые приметы, обряды, связанные с кукушкой. Как правило, накануне Вознесения начинает колоситься жито и замолкает кукушка, отчего в народе говорили:
    «Кукушка подавилась житным колоском».
  • На Вознесение совершался обряд «крещения и похорон кукушки», который продолжался от одного до трех дней. Это был сугубо девичий обряд, никто из посторонних не должен был знать места «крещения» и захоронения кукушки. Делали кукушку из пучка травы кукушкины слезы, придавая ей человекообразный вид, иногда для этой цели брали просто ветку, букет, венок, иной раз шили тряпичную куклу. Кукушка-кукла из тряпок или из травы наряжалась в девичий наряд (сарафан, рубаха, платок), украшалась лентами, цветными лоскутками, бусами.
  • «Крещение» кукушки происходило под березой, куклу сажали на ветку или ставили под деревом, покрывали платком и три раза перекрещивали. Девушки целовались, менялись крестами, бурами, платками, затем ели яйца, а скорлупки развешивали на ветках деревьев и кустов. Так называемое кумление сопровождалось специальными «кумитными песнями».
  • Хоронили кукушку или в тот же день после кумления, или на следующий день, а то и через день. Если кукушку из травы зарывали в землю, то делали это одна-две девушки в тайном месте; если же кукушку оставляли на дереве, то здесь же все участницы обряда устраивали общий пир, пели веселые песни, после чего расходились по домам.

В народном календаре день Вознесения Господня был днем памяти умерших родителей и предков. Для того, чтобы умилостивить их, а также полевых духов, верующие пекли блины, варили яйца, жарили яичницу и ели все это дома и в поле, в перерывах между работой, так как праздник Вознесения совпадает с разгаром полевых работ.

 


© 2017 as woman
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru